Первый российский водородный автомобиль был создан на базе пятидверной «Нивы». Проект Антэл стартовал в 1999 году: АвтоВАЗ предложил Уральскому электрохимическому комбинату заняться изготовлением топливных элементов, которые в дальнейшем будут использоваться на машине.
Спустя 2 года появился первый экспериментальный образец Антэл-1, в основу которого была положена модель ВАЗ-2131. Установка элементов проводилась на базе ракетно-космической корпорации «Энергия» в Королеве.
На автомобиле Антэл применялись баллоны с кислородом (для них место нашлось под задним сиденьем) и водородом (размещён над генератором, где у обычной Нивы находится бензобак). Из-за особенностей конструкции свободного места для багажа не осталось. В генераторе при температуре в 100 градусов Цельсия проходила реакция между кислородом и водородом, в ходе которой вырабатывалось электричество. На одной заправке Antel-1 мог преодолеть расстояние в 250 км.
Впервые водородная Нива была показана на Московском автосалоне в 2001 году. Посетители выставки отметили превосходное качество сборки авто, некоторые присутствующие предположили даже об использовании при создании машины космических технологий – настолько необычным и оригинальным получился автомобиль Лада Антэл-1.
Под капотом новинки расположился блок 30-вольтовых батарей, 15-киловаттный электромотор (при пиковой нагрузке агрегат может выдавать 25 кВт), батарея для запуска электроустановки и блок, управляющий электроприводом. Мощность энергоустановки Lada Antel составила 17 кВт, максимальная скорость транспортного средства не превышала 80 км/ч.
Для того, чтобы начать движение, нужно было разогреть генератор минимум до 60 градусов (на это требовалось около 1,5 часов), на оптимальный же режим работы механизм выходил при 95 градусах Цельсия.
Ко всему прочему, модель на топливных элементах оказалась несовершенна в плане безопасности, поскольку нахождение рядом баллонов с водородом и кислород было опасным. Тем не менее при работе над проектом Антэл было на практике доказано, что установка электрохимического генератора в автомобиле – не миф, а реальность. Естественно, до серийного производства было далеко, и специалисты компании приступили к модернизации разработки.