Жители Норвегии в последние пару лет массово избавляются от машин с ДВС, пересаживаясь либо на электрокары, либо на общественный транспорт, который тоже является экологически чистым. Основная причина происходящего кроется, в первую очередь, в высоких ценах на топливо, а также в скидках, предлагаемых государством тем, кто отказывается от личного транспорта.
Тенденция дошла и до самого ближайшего к России города Киркенес, от которого до границы всего 8 км. В этом небольшом населенном пункте с населением чуть более 3500 человек уже есть 2 зарядных станции.
Финн Хекльге Людде, считающийся одним из местных популяризаторов электрокаров, поделился своим мнением по поводу текущей ситуации. Этот человек самостоятельно собрал электромобиль в 2001 году, а также приложил немало усилий для постройки в городе первой зарядной станции. С 2013 года мужчина передвигается на машине марки Tesla.
Как сообщил Людде, в коммуне Сер-Варангер, административным центром которой как раз и является Киркенес, зарегистрировано около 5600 электромобилей. Норвегия потребляет ежегодно порядка 5 миллионов литра бензина, что обходится стране в 75 млн. крон. Если хотя бы половина владельцев машин с ДВС откажется от них в пользу электромобилей, это позволит сэкономить примерно 30 млн. крон. Более того, при развитии подобного сценария начнет развиваться децентрализованная экономика, поскольку многие из городов страны находятся рядом с реками, что даст возможность с минимальными затратами производить электричество, отказавшись от транспортировки топлива морскими судами.
Не против такого развития событий и власти, мотивирующие автолюбителей пересаживаться на модели с электромоторами: их собственники в Норвегии освобождены от уплаты транспортного налога, что ускоряет окупаемость приобретения. Данные меры небезуспешны: уже в прошлом году количество проданных в стране авто с ДВС сравнялось с количеством реализованных электрокаров.
На сегодняшний день в Киркенсе пользование зарядной станцией является бесплатной. Себестоимость одной заправки, которой хватает на преодоление в среднем 350 км пути, составляет 40 крон (примерно столько же стоит чашка кофе), если же использовать бензин, то затраты окажутся выше в 10 раз. Всё дело в том, что электричество в Норвегии в отличие от иных видов топлива не облагается налогами. Кроме того, собственникам автомобилей с двигателями внутреннего сгорания приходится платить дополнительный налог, величина которого зависит от мощности мотора.
Единственным сдерживающим фактором от покупки электромобиля на данный момент для жителей Норвегии является недостаточный ассортимент представленных на рынке моделей и длительный период ожидания из-за очередей.