Развитие беспилотных грузовиков может привести к тому, что уже в 2030 году такая профессия, как водитель, станет невостребованной: к примеру, только в США работы могут лишиться около 1,8 млн. человек. Однако скептики считают, что бить тревогу рано, поскольку для повсеместного внедрения роботизированных транспортных средств необходимо решить немало непростых задач.
На сегодняшний день в мире разработкой беспилотных грузовых автомобилей занимается большое число компаний, начиная от таких всемирно известных, как Volvo, и заканчивая небольшими китайскими, европейскими и американскими стартапами: многие из них уже приступили к тестированию своих разработок, планируя выпустить первые экземпляры на дороги уже в 2020 году.
В такой ситуации возникает угроза лишиться средств к существованию для довольно большого количества человек: учитывая, что возраст многих водителей перевалил за 50 лет, им придется нелегко в поиске новой работы – многим из них придётся переучиваться с целью дальнейшего трудоустройства.
Но то, что для одних трагедия, для других – благоприятный исход: речь идёт о компаниях-перевозчиках, прибыль которых увеличится после внедрения беспилотников. По предварительным подсчётам затраты на обслуживание транспорта станут сокращаться в США на 70 миллиардов долларов ежегодно, а производительность увеличится более чем на 30%, поскольку грузовики смогут курсировать без выходных 24 часа в сутки.
Но не всё так гладко: ряд экспертов полагает, что в ближайшее время полного замещения людей в сфере грузоперевозок не случится, и причин для этого немало.
Во-первых, необходимо разобраться с юридическими аспектами: учитывая, что в стране ежегодно погибает более 3 тысяч человек в дорожно-транспортных происшествиях с участием грузовых машин, неясно, кто станет нести ответственность, если в аварию попадёт беспилотник – законодательство в этом плане находится в зачаточном состоянии.
Согласно действующим нормам, производитель грузового автомобиля не может отвечать перед судом, водителя же за рулем не будет, поэтому выходит, что виновным признать некого.
Во-вторых, беспилотные технологии пока ещё недостаточно совершенны, а их надёжность недостаточно доказана. Например, в 2016 году во время эксперимента с перевозящей пиво беспилотной фурой участвовало 4 автомобиля полиции, несколько эвакуаторов и еще 3 страхующих машины: в итоге для преодоления 160 километров пути было затрачено намного больше средств, чем если бы за рулем авто находился обычный водитель.
Не исключено, что автоматизация транспорта станет происходить неравномерно: например, логично было бы сначала поставить беспилотники на протяженные маршруты, поскольку именно дальнобойщики получают самые большие зарплаты. Как именно станет развиваться ситуация на самом деле, покажет время.